…ое. Елена Юрьевна помогает ученикам советом, добрым словом, подбадривает того, кто занижает свои способности. Оценку деятельности она проводит не только по конечному результату (правильно - не правильно), но и по процессу его достижения. При проверке работ педагог не исправляет ошибки, а только отмечает пример, в котором она была допущена. При таком подходе ученику необходимо найти ошибку и, соответственно, исправить её. Это очень хорошо развивает контролирующую деятельность школьников: они начинают осознавать своё незнание и стремятся его ликвидировать.
При личностно ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках Елена Юрьевна старается организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. При этом, важно определить цели учения, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. При организации этой работы она учит детей пользоваться памяткой – инструкцией. ИНСТРУКЦИЯ. Определение целей учения на занятие.
Задача педагога заключается в том, чтобы умело организовать личностно ориентированные педагогические ситуации. Этому помогают грамотно поставленные вопросы: - Кто может сказать, какую из проблем мы решаем на занятии? - Сформулируй вопрос, ответ на который мы ищем (цель, которую ты стремишься достичь). - Какая из данных целей соответствует твоим ожиданиям? Почему? - Какую цель вы выбираете для работы в группе над.... - Какие из данных заданий ты уже умеешь выполнять (составь перечень), а какие нет? - Как ты понял данную цель? Объясни её смысл. -Как будем проверять, достигли ли цели? И многие другие. При таком подходе к обучению очень важно стимулировать учащихся к высказываниям, что и практикует Елена Юрьевна на своих уроках. Особую роль педагог отводит решению задач различными способами. Дети имеют право обосновать целесообразность или правильность любого решения и выбрать то, которое ближе ему. Например, при изучении темы “Построение графика квадратичной функции” в 8 классе, разобрали три способа построения. Далее каждый ребёнок выбрал для себя тот способ, который понятен и близок ему, а не навязан учителем или автором учебника. Задача учителя при личностно ориентированном подходе к обучению научить детей делать правильный выбор, отвечающий его психологическому статусу. Особо хочется сказать о таких компонентах урока как контрольно-оценочный и аналитический. При обсуждении этого вопроса с детьми Елена Юрьевна предлагает воспользоваться памяткой. Подведение итогов. 1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось
2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями. Вопросы в помощь: Достигли вы поставленной цели? Если да, то, что способствовало этому? Если нет, то, что мешало? Какого рода трудности испытываете? А итог одного из уроков по теме “Действия с обыкновенными дробями” Елена Юрьевна закончила словами Л.Н. Толстого: “Человек есть дробь. Числитель - сравнительно с другими - достоинства человека. Знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - своё мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству”. Дети сами оценивали себя, и она поставила им оценки за урок, а потом совместно проанализировали результаты. При этом считали, что “совершенство” - это дробь равная единице. В связи с появлением такой формы итоговой аттестации как ЕГЭ все больше возрастает роль тестовых заданий. Задания, связанные с выбором, вовсе не должны формировать стремление к заучиванию или надежду угадать правильный ответ, а призваны размышлять, используя логическое рассуждение, методы исключения и другие приемы. Ведь главная задача для будущего выпускника не только научиться обрабатывать информацию, но и вырабатывать такие качества, которые в дальнейшем будут способствовать успешной социализации, которая рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а также как процесс саморазвития и самореализации личности. Умения сводить необходимые данные, анализировать, принимать решение - все это должно в дальнейшем сделать выпускника нужным в современном обществе, востребованным, помочь ему найти свое место, стать хозяином, а не стать “лишним” человеком. Елена Юрьевна успешно готовит учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации, что подтверждается хорошими результатами. Все популярнее на сегодняшний день становится проектная технология. Она наиболее полно отвечает всем вышеперечисленным целям и задачам личностно ориентированного обучения. Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способностью к самообразованию и самореализации. Большое внимание в своей педагогической работе Елена Юрьевна уделяет проектной деятельности. Положительный результат работы Елены Юрьевны в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника. (дополнительная дифференцированная работа с различными категориями обучающихся:
Захарова Елена Юрьевна проводит дополнительную работу с различными категориями учащихся: слабоуспевающими, детьми группы риска, учащимися, пропустившими занятия по болезни и другими. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на 2010- 2011 учебный год. Цель— обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
На заседаниях школьных методических объединений Елена Юрьевна обсуждает вопросы работы со слабыми учащимися и делится опытом. (Наличие системы работы с одаренными детьми) У Елены Юрьевны за время её работы сформирована система работы с одарёнными детьми. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Самое главное вовремя выявить талантливых детей и развивать их способности на протяжении всего процесса обучения в школе. Это и является основной целью работы Елены Юрьевны. Система работы с одаренными детьми
Елена Юрьевна беседует с талантливыми ребятами. На консультациях и факультативах она обучает ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогает в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулировании режима дня. Старается, чтобы ученики не только развивали свои умственные способности, но и занимались спортом. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому педагог следит за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, Елена Юрьевна регулярно посещает курсы, обучающие семинары, использует печатную литературу, ресурсы интернета. Результаты теста Беннета (методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемого)
сравнительные показатели выполнения теста учащимися старших классов
|