…ое. Елена Юрьевна помогает ученикам советом, добрым словом, подбадривает того, кто занижает свои способности. Оценку деятельности она проводит не только по конечному результату (правильно - не правильно), но и по процессу его достижения. При проверке работ педагог не исправляет ошибки, а только отмечает пример, в котором она была допущена. При таком подходе ученику необходимо найти ошибку и, соответственно, исправить её. Это очень хорошо развивает контролирующую деятельность школьников: они начинают осознавать своё незнание и стремятся его ликвидировать.

        При личностно ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках Елена Юрьевна старается организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. При этом, важно определить цели учения, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

При организации этой работы она учит детей пользоваться памяткой – инструкцией.

ИНСТРУКЦИЯ.

Определение целей учения на занятие.

Познавательные цели

 

 

Учебные цели

 

Сегодня на уроке я хочу


 

Узнать…..

Ставить вопросы….

Уточнить…

Изображать…..

Понять…

Составлять….

Выяснить…

Вычислять…

Раскрыть понятия…

Находить


Объяснять….

     Задача педагога заключается в том, чтобы умело организовать личностно ориентированные педагогические ситуации. Этому помогают грамотно поставленные вопросы:

 - Кто может сказать, какую из проблем мы решаем на занятии?

 - Сформулируй вопрос, ответ на который мы ищем (цель, которую ты стремишься достичь).

 - Какая из данных целей соответствует твоим ожиданиям? Почему?

 - Какую цель вы выбираете для работы в группе над....

 - Какие из данных заданий ты уже умеешь выполнять (составь перечень), а какие нет?

 - Как ты понял данную цель? Объясни её смысл.

 -Как будем проверять, достигли ли цели? И многие другие.

При таком подходе к обучению очень важно стимулировать учащихся к высказываниям, что и практикует Елена Юрьевна на своих уроках.

     Особую роль педагог отводит  решению задач различными способами. Дети имеют право обосновать целесообразность или правильность любого решения и выбрать то, которое ближе ему. Например, при изучении темы “Построение графика квадратичной функции” в 8 классе, разобрали три способа построения. Далее каждый ребёнок выбрал для себя тот способ, который понятен и близок ему, а не навязан учителем или автором учебника. Задача учителя при личностно ориентированном подходе к обучению научить детей делать правильный выбор, отвечающий его психологическому статусу.

     Особо хочется сказать о таких компонентах урока как контрольно-оценочный и аналитический. При обсуждении этого вопроса с детьми Елена Юрьевна предлагает воспользоваться памяткой.

              Подведение итогов.

1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось

  • Узнать...
  • Понять....
  • Вычислить...
  • Применять...
  • Объяснять...
  • Другое.

2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.

Вопросы в помощь:

Достигли вы поставленной цели?

Если да, то, что способствовало этому? Если нет, то, что мешало?

Какого рода трудности испытываете?

        А итог одного из уроков  по теме “Действия с обыкновенными дробями” Елена Юрьевна закончила словами Л.Н. Толстого: “Человек есть дробь. Числитель - сравнительно с другими - достоинства человека. Знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - своё мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству”.

     Дети сами оценивали себя, и она поставила им оценки за урок, а потом совместно проанализировали результаты. При этом считали, что “совершенство” - это дробь равная единице.

     В связи с появлением такой формы итоговой аттестации как ЕГЭ все больше возрастает роль тестовых заданий. Задания, связанные с выбором, вовсе не должны формировать стремление к заучиванию или надежду угадать правильный ответ, а призваны размышлять, используя логическое рассуждение, методы исключения и другие приемы. Ведь главная задача для будущего выпускника не только научиться обрабатывать информацию, но и вырабатывать такие качества, которые в дальнейшем будут способствовать успешной социализации, которая рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а также как процесс саморазвития и самореализации личности. Умения сводить необходимые данные, анализировать, принимать решение - все это должно в дальнейшем сделать выпускника нужным в современном обществе, востребованным, помочь ему найти свое место, стать хозяином, а не стать “лишним” человеком.

Елена Юрьевна успешно готовит учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации, что подтверждается  хорошими результатами.

      Все популярнее на сегодняшний день становится проектная технология. Она наиболее полно отвечает всем вышеперечисленным целям и задачам личностно ориентированного обучения. Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способностью к самообразованию и самореализации. Большое внимание в своей педагогической работе Елена Юрьевна уделяет проектной деятельности.

     Положительный результат работы  Елены Юрьевны в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника.

(дополнительная дифференцированная работа с различными категориями обучающихся:

  • слабоуспевающие ученики;
  • дети группы риска;
  • учащиеся, пропустившие занятия по болезни и др.)

     Захарова Елена Юрьевна проводит дополнительную работу с различными категориями учащихся: слабоуспевающими, детьми группы риска, учащимися, пропустившими занятия по болезни и другими.  

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

 на 2010- 2011 учебный год

 Цель— обеспечить каждому ученику условия для  максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы с: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Причины отставания в обучении:

*пропуски занятий по болезни;

*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

*задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;

*прогулы.

Сентябрь

3.  Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке.

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

В течение учебного года.

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

        На заседаниях школьных методических объединений Елена Юрьевна обсуждает вопросы работы  со слабыми учащимися  и делится опытом.

(Наличие системы работы с одаренными детьми)

     У Елены Юрьевны за время её работы сформирована система работы с одарёнными детьми.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Самое главное вовремя выявить талантливых детей и развивать их способности на протяжении всего процесса обучения в школе. Это и является основной целью работы Елены Юрьевны.

Система  работы с одаренными детьми

1.

Выявление одаренных детей

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты  Беннета, Амтхауэра.

2.

Развитие творческих способностей на уроках

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

3.

Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

 

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся  используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На уроках необходимо показать учащимся, что знание математики, физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого  проводятся беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

Например: в 7 классе при изучении «Силы трения» прошу придумать сказку о том, что бы случилось, если бы эта сила пропала, получаются очень интересные истории. «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные семинары.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Регулярно в нашей школе проводятся недели физики и математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, «Занимательные опыты», «Кто хочет стать отличником» и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

4.

Создание условия для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения». Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

   Елена Юрьевна беседует с талантливыми ребятами. На консультациях и факультативах она обучает ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогает в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулировании режима дня. Старается, чтобы ученики не только развивали свои умственные способности, но и занимались спортом.

    Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому педагог  следит за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, Елена Юрьевна регулярно посещает курсы, обучающие семинары, использует печатную литературу, ресурсы интернета.

Результаты теста Беннета

(методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемого)

Ф.И ученика 10 класса

Количество балов

Уровень развития общетехнических способностей

Горелов Андрей

44

высокий

Захаров Александр

39

высокий

Пантелеев Александр

33

средний

Самохвалов Андрей

47

высокий

Самохин Сергей

40

высокий

сравнительные показатели выполнения теста учащимися старших классов

Группы

испытуемых

Уровень развития общетехнических способностей

очень низкий

низкий

средний

высокий

очень высокий

Юноши

меньше 26

27-32

33-38

39-47

больше 48

Девушки

меньше 17

18.22

23-27

28-34

больше 35

 

 

Конструктор сайтов - uCoz